На главную страницу

Сегодня

Расширение возможностей оказания помощи пациентам с лекарственно-устойчивым туберкулезом в Российской Федерации: Комплексные мероприятия на стационарном и амбулаторном этапах лечения

Описание проекта А.В.Р.А.Л. Амбул. этап в городе Амбул. этап на селе Школа пациента Обучение и адвокация

«Школа пациента»

Цель создаваемых «Школ пациента» — повышение мотивации больного к соблюдению врачебных рекомендаций, их правильному выполнению, формирование партнерских отношений в лечении, реабилитации и профилактике рецидивов, и обеспечение плодотворного сотрудничества врача и медицинского персонала.

Задачи проекта — улучшить знания пациентов о ключевых современных аспектах лечения туберкулеза и туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ), развеять страхи и мифы и вселить уверенность в свои силы.

Пилотный проект по организации «Школ пациента» в противотуберкулезных учреждениях был начат в 2014 году в двух российских регионах: Воронеже и Петрозаводске.

При разработке этого проекта учитывался имеющийся опыт работы в пациент-ориентированных проектах:

  • Пациенты в проектах амбулаторного этапа («Спутник», «Сопровождение»)
    • не знали о сроках лечения, о побочных эффектах, сомневались в диагнозе после нескольких месяцев лечения;
    • при выписке из стационара мало знали о возможностях амбулаторного этапа.
  • Отсутствует устойчивая система обучения пациентов в регионах:
    • нехватка персонала и недостаток времени у имеющегося персонала;
    • нужны стандартизованные навыки для проведения обучения/ консультирования;
    • отсутствует унифицированный «пакет» знаний, которыми должен обладать каждый пациент.

Концепция проекта:

  1. Предоставляемая информация должна привести к улучшению приверженности.
  2. Краткий обучающий курс необходимо проводить в самом начале лечения, поскольку неинформированный пациент в любой момент может прервать химиотерапию.
  3. Требуется единый стандарт («пакет») обучения, позволяющий:
    • доступно изложить информацию на языке, понятном пациенту;
    • сократить личное участие врачей, психологов (что особенно актуально для регионов с нехваткой таких кадров);
    • вдохновить пациентов на прохождение полного курса лечения.
  4. Персонал:
    • выделенный;
    • не должен тратить на это много времени;
    • должен обладать навыками консультирования (а не просто предоставлять информацию).

Результаты:

  1. Обучающий фильм.
  2. Брошюра для пациентов.
  3. Инструкция для преподавателей для организации обучения.

В областном (республиканском) противотуберкулезном диспансере (РПТД) возобновляется работа кураторского звена. Кураторами осуществляются частые выезды в районы Республики Карелия с наиболее серьезными проблемами организации химиотерапии. Выезды осуществляются бригадой специалистов с привлечением экспертов ПВИЗ (на первом этапе). Выезды различаются по составу команд, целям и частоте. По каждому выезду кураторы составляют протокол. Результаты выездов докладываются руководству местных органов здравоохранения, копии докладов направляются в министерство здравоохранения Республики Карелия. В районах, где врачи-фтизиатры отсутствуют, министерство обеспечивает работу фельдшеров (пульмонологов, инфекционистов) на 0,5 ставки по примеру других регионов РФ.

Разработана модель «Школы пациента», состоящая из 4-х обучающих сессий, которые проводятся после госпитализации пациента в соответствии с разработанной инструкцией.

Для пациентов снят обучающий видеофильм «Туберкулез: вопросы и ответы», в котором представлена вся ключевая информация, необходимая человеку, узнавшему о своем диагнозе. В создании этого фильма принимали участие не только специалисты разного профиля, но и бывшие пациенты, вылечившиеся от МЛУ-ТБ, из многих регионов, и интервью с ними играют важнейшую мотивационную роль для нынешних пациентов.

Помимо фильма, пациент получает брошюру «Школа пациента. Брошюра для пациентов, страдающих от туберкулеза», в которой все важные аспекты разъясняются еще раз доступным языком. К разработке брошюры привлекался психолог, в задачи которого входило сделать брошюру пригодной для самостоятельного использования пациентами. Использовались книги Пола Торна — бывшего пациента, написавшего о своем опыте излечения МЛУ-ТБ («Преодолеть туберкулез. Пособие для пациентов»//перевод на русский язык: Stop TB Partnership, 2007), и материалы руководства «Для тех, кто хочет бросить пить» (The Drinker’s Guide to Cutting Down or Cutting Out. The Drug & Alcohol Service Council, South Australia, 1995).

При проведении «Школ пациента» оценивается охват обучающими мероприятиями и их воздействие на приверженность пациентов к лечению.

ПВИЗ предоставляет обучающий видеофильм и все сопровождающие материалы к нему (брошюру для пациента и инструкцию) для открытого использования. Все материалы для организации «Школ пациента», подготовленные ПВИЗ при поддержке Партнерства Лилли по борьбе с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ), доступны для скачивания всем специалистам, пациентам и их близким, другим заинтересованным лицам.

Информационные и обучающие материалы:

Для корреспонденции: Дмитрий Таран (taran@pih.ru).

Контакты