На главную страницу

Сегодня

Школы молодых исследователей

В 2003 году по инициативе ElyLilly Foundation были проведены переговоры между Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова (ММА) об участии молодых ученых, преподавателей и врачей из России в программе дополнительного профессионального образования, проводимой Школой общественного здравоохранения Университета Гарвард, США (Harvard School of Public Health) по эффективности медицинских исследований (Program in Clinical Effectiveness). В данной образовательной программе участвуют врачи, научные сотрудники, организаторы здравоохранения и другие специалисты из США, Канады, Европы, Латинской Америки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, деятельность которых связана как с организацией и проведением различного рода исследований в медицинской практике, так и с оценкой и практической пользы данных исследований, а также с организацией внедрения результатов этих исследований в рамки систем здравоохранения различных уровней. Этот семинедельный курс включал в себя, прежде всего, такие дисциплины, как клиническая эпидемиология и биостатистика, а также основы биомедицинской этики, теории и практики клинических испытаний, здоровья общества и др.

Часть Российских слушателей, успешно окончивших 6-недельную программу обучения, при поддержке ПВИЗ продолжили свое образование в Гарварде в рамках Магистерской программы общественного здравоохранения (Master of Public Health, MPH) со специализацией по эффективности медицинских исследований. Эта образовательная программа, фактически являющаяся программой второго высшего образования, направлена на формирование у учащихся навыков системного мышления в плане организации научно-практических медицинских исследований, оценки уровня и перспективности их результатов, степени их доказательности и целесообразности внедрения в практическое здравоохранение. Помимо углубленного изучения тех же дисциплин, что и в рамках 6-недельного курса, учащиеся Магистерской программы осваивали теорию и практику метаанализа, менеджмента здравоохранения, систему принятия решений, методы математического моделирования, принципы построения и анализа баз данных, систему улучшения и менеджмента качества и др.

C 2004 по 2007 год в общей сложности 15 человек из России прошли обучение в рамках краткосрочного или полного варианта данной программы и были подготовлены для осуществления аналогичной образовательной программы уже в России, используя полученные знания и опыт.

В результате, на протяжении последних нескольких лет в Москве и в Санкт-Петербурге проходили Школы молодых ученых, объединенные концептуальным названием «Методология эффективных научных исследований в биомедицине». Школы проходили на базе Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова Минздравсоцразвития РФ (НЦАГиП), НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.И. Сеченова, Центрального научно-исследовательского института туберкулеза РАМН и Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института фтизиопульмонологии. Российские Школы проходили при непосредственном сотрудничестве со Школой Общественного Здоровья Гарвардского Университета (Harvard School of Рublic Health), при организационной-методологической поддержке ПВИЗ и при поддержке фонда Форда (Ford Foundation), фонда Эли Лили (Eli Lilly & Co Foundation).

В Школах принимали участие врачи, аспиранты, докторанты, научные сотрудники и соискатели научных степеней как проводящие те или иные научные медицинские исследования сами, так и активно внедряющие результаты современных мировых научных исследований в свою повседневную клиническую практику или пропагандирующие их среди широкого круга врачей. Предварительное изучение исходного уровня данного контингента показало, что несмотря на большую мотивацию, достаточную научную креативность и хороший образовательный общемедицинский уровень, многие отечественные исследователи имеют недостаточные знания и навыки по планированию и методологии проведения научных исследований современного мирового уровня, правильной оценки их результатов, способов и правил их представления мировой медицинской общественности, что существенно снижает конкурентоспособность отечественных медицинских исследований на мировом научно-медицинском пространстве. Поэтому основной целью данных Школ явилось было обучение молодых специалистов основным принципам методологии «медицины, основанной на доказательствах» («evidence-based medicine», EBM), как основной на сегодняшний день принятой в мире концепции проведения биомедицинских исследований и оценки их результатов.

В рамках Школ проводились лекции и практические занятия по клинической эпидемиологии, биостатистике и другим дисциплинам, освещающие вопросы отбора результатов с высоким уровнем и степенью доказательности, формулировки гипотезы исследования, выбора и планирование дизайна научного исследования, расчета размера выборки, составления протокола исследования, поиска и учета возможных системных и случайных ошибок, написания систематических обзоров, оценки эффективности диагностических тестов, методов статистической обработки данных. Особое внимание также было уделено принципам представления результатов своего исследования, анализу имеющихся статей по проблеме на предмет их качества, поиску научной и практической медицинской информации, принципам наукометрии и анализа публикационной активности и др.

В качестве лекторов выступали как Российские преподаватели (сотрудники ММА им. И.М. Сеченова и НЦАГиП им. В.И. Кулакова, прошедшие соответствующую подготовку в Гарварде), так и американские профессора Школы общественного здоровья Гарвардского университета (Бостон, США). Лекции американских профессоров проводились как непосредственно в аудитории, так и с использованием дистанционных образовательных технологий путем интерактивной телетрансляции из Бостона.

Важным элементом Школ явились практические занятия, проводимые в интерактивной форме в компьютерном классе с применением возможностей Web-сетей, сетевых баз данных, электронной библиотеки и программ анализа данных (в частности, программы Statistica 10). На практических занятиях Школы непосредственно отрабатывались навыки ввода данных в базы и статистические таблицы, статистической обработки данных, графического отображения даных, расчета размера выборки, поиска источников литературы (PubMed, платформы издательств) и др.

Слушатели Школы отбирались на основании конкурса, при этом большое внимание уделялось вопросу о перспективах дальнейшей научно-практической деятельности участников. В рамках Школы проводилась обязательная оценка знаний учащихся: домашние задания по статистике и клинической эпидемиологии, итоговый тест и решение ситуационных задач. Кроме того, проводилась индивидуальная работа с учащимися по анализу и оптимизации их собственных научных медицинских проектов. По окончании Школы всем участникам вручались сертификаты.

Летние школы внесли существенный вклад в повышение уровня знаний и распространение современных мировых стандартов в в вопросах планирования, организации, проведения и анализа результатов клинических и эпидемиологических исследований в российском научном и медицинском сообществе, что несомненно повышает их конкурентоспособность в современном едином мировом научном, медицинском и образовательном пространстве.


Работы по проекту завершены

Контакты